Проверки бизнеса




26.12.2007 г. вступил в силу Закон Украины «Об основных положениях госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Этот Закон содержит некоторые нововведения, которые могут помочь предприятиям защитить и отстоять свои права.

Теперь перед началом проверки контролеры должны предъявить два удостоверения – служебное и удостоверение-направление, дающее право на осуществление данной конкретной проверки. Копию последнего контролер должен предоставить предприятию (предпринимателю).

Плановая проверка может проводиться при условии уведомления не позднее, чем за 10 ней до ее проведения. В случае неполучения уведомления или отсутствия у контролера удостоверений предприниматель имеет право не допустить его к проверке (пункт 4 статьи 5).

Сама проверка может продолжаться не более 15 рабочих дней, причем продление срока проведения проверки не допускается (пункт 5 статьи 5).

Очень важной является статья 4 Закона, в которой указаны основные принципы контроля.

Проверка может осуществляться ТОЛЬКО В ПРИСУТСТВИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА со стороны субъекта хозяйственной деятельности (пункт 11 статьи 4).

Если проверяющий приходит по жалобе, он должен предъявить эту жалобу. Предприниматель, в свою очередь, может проверить наличие разрешения от ЦЕНТРАЛЬНОГО органа исполнительной власти на осуществление проверки по данной жалобе. Теперь без такого разрешения проверку по жалобе проводить нельзя.

СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ К ПРОВЕРКЕ ТРЕТЬИХ ЛИЦ - юридических и физических (адвокатов, аудиторов, членов общественных организаций и др.). Теперь Закон также предусматривает право предпринимателя (предприятия) ФИКСИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ПРОВЕРКИ НА ВИДЕО-ИЛИ АУДИОНОСИТЕЛИ (пункт 8 статьи 4).

В спорных ситуациях при проведении проверки предприятия теперь могут доказывать свою правоту, ссылаясь на следующий пункт статьи 4 Закона:

7. У  разі  якщо  норма закону чи іншого нормативно-правового акта,  виданого  відповідно  до  закону,  припускає   неоднозначне тлумачення  прав  і  обов'язків суб'єкта господарювання або органу державного нагляду (контролю)  та  його  посадових  осіб,  РІШЕННЯ ПРИЙМАЄТЬСЯ НА КОРИСТЬ СУБ'ЄКТА ГОСПОДАРЮВАННЯ.

 

ПРАВО НА ПРОВЕРКУ

Перед началом проверки контролеры обязаны расписаться в Журнале регистрации проверок. Расписываясь в Журнале, во второй графе - "Цель и характер проверки", они обязаны сделать только ОДНУ ИЗ ДВУХ ВОЗМОЖНЫХ ЗАПИСЕЙ - проверка плановая либо внеплановая.

Плановая проверка при неожиданном визите исключена, поскольку право на ее проведение появляется только в случае письменного уведомления проверяемого субъекта не менее чем за десять дней о дате ее начала.

Проведение внеплановой проверки теперь возможно только в случая, прямо перечисленных Законом. Анализ норм закона показывает, что внеплановые проверки могут проводить налоговые органы в случае неподачи или подачи недостоверной отчетности, органы, которые выписали предписание об устранении нарушений – для проверки исполнения предписания (например, инспекция по труду, по защите прав потребителей, пожарные и т.п.), а также по заявлению самого предприятия или по жалобе на него (пункт 2 статьи 6). Системный анализ нового закона и действующего законодательства показывает, что правоохранительные органы, в том числе налоговая милиция, не имеет право проводить самостоятельные проверки хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством милиция и прокуратура вправе проводить только мероприятия, связанные с расследованием уголовных дел. Но уголовные дела возбуждаются только в отношении ФИЗИЧЕСКИХ лиц, а потому предприятие, как ЮРИДИЧЕСКОЕ лицо не может быть субъектом расследования.

Если проверяющие отказываются от записи в Журнале, то у предприятия имеется законное право не допускать таких контролеров к проведению проверки.

Если пришли проверяющие, следует, не вступая в дебаты, взять инициативу в свои руки:

1. Потребовать у пришедших предъявить служебные удостоверения и удостоверение-направление, дающее право на осуществление данной конкретной проверки.

2. Переписать данные удостоверений всех пришедших на отдельный лист бумаги. Отказ предъявить служебное удостоверение является поводом для вызова милиции. Вы не обязаны общаться с людьми, которые отказываются представляться.

3. Потребовать предъявить копии персонально оформленного на каждого контролера удостоверения на проверку. Отсутствие указанных удостоверений является поводом для отказа в проведении проверки и от любого дальнейшего общения.

4. При наличии удостоверений на проверку проверить правильность его оформления и указанную в направлении цель проверки.

5. Предложить проверяющим сообщить о своем прибытии руководству предприятия и выполнить требования закона о том, что проверка может осуществляться ТОЛЬКО В ПРИСУТСТВИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА.

Кроме того, следует объяснить проверяющим, что любые действия по проверке предприятия (показ документов, проверка помещений и т.п.) может осуществляться только по указанию руководства предприятия, с их ведома и согласия.

6. После этого сообщите по телефону руководителю предприятия о прибытии проверяющих. Если руководителя «не окажется на месте», а проверяющие будут возмущаться, что они не обязаны терять время, вежливо спросите – сообщали ли они на предприятие заранее о времени своего прибытия. Скорее всего, ответ будет таким – почему мы должны сообщать? На это вежливо ответить, что, если бы они по телефону согласовали время прибытия, то их бы ждали, их бы встретили, им бы не пришлось нервничать и ждать. Поэтому потеря времени происходит по их вине, а не по вине предприятия.

7. Журнал регистрации проверок лучше заполнять представителю предприятия самостоятельно. Для заполнения второй графы Журнала следует вынудить пришедших назвать один из двух видов проверок - "плановая" либо "внеплановая". Никакая другая запись, вроде "проверка соблюдения законодательства", не должна быть сделана. В Журнал должны быть вписаны только термины, определенные законом. Заставить ВСЕХ пришедших расписаться в Журнале регистрации проверок. В случае отказа от подписи - вежливо распрощаться и написать жалобу в отдел по борьбе с коррупцией либо вышестоящему руководству, указав данные переписанных удостоверений.

8. Если в Журнал внесена запись "Внеплановая проверка", потребовать постановление следователя, органа дознания или решение суда, либо иное основание для проведения внеплановой проверки конкретного предприятия (предпринимателя).

9. При уклонении или попытке избежать перечисленных выше формальностей  и угрозе применения каких-либо мер вежливо послать гостей изучить Закон.

10. В случае эмоционального несогласия гостей с предложением учить Закон, объявить происходящее полным беззаконием, закрыть вход в помещения, и заявить проверяющим о намерении написать жалобу прокурору, вышестоящий орган, СБУ, суд и в иные органы.

11. Если проверяющие продолжают эмоционально выражать свое несогласие с вашими требованиями, более того, стращают применением физического воздействия, еще раз объявите происходящее полным беззаконием. Следует также потребовать от проверяющих назвать фамилии и имена их руководителей, а также их телефоны. Если телефоны будут указаны, позвонить и сообщить о нарушениях. Заявить проверяющим о намерении позвонить об их незаконных действиях по телефону доверия правоохранительных органов с жалобой на их действия. Можно также в их присутствии громко объявить о том, что звоните в милицию в связи с тем, что какие-то бандиты терроризируют предприятие.

12. В любом случае при возникновении спора ссылайтесь на приведенный выше пункт 7 статьи 4 Закона, который коротко можно трактовать так – предприниматель (предприятие) всегда прав.

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ

1) Если «проверяющий» каким-то образом «просочился» на предприятие и обращается непосредственно к работнику на его рабочем месте, то следует поинтересоваться, является ли визит официальным (служебным) либо личным. Если «проверяющий» прибыл по личной инициативе или по личным делам, то следует вести себя соответствующим образом и сообщить руководству о таком «несанкционированном» посещении предприятия. Если проверяющий ссылается на то, что он явился официально, то следует выполнить алгоритм действий, указанный выше.  

Если проверяющий настаивает на том, чтобы получить от вас информацию или документы, так сказать, не отходя от рабочего места, то кроме указанных выше действий можно дополнительно указать на то, что даже при допуске к проверке контролер обязан выполнять требование закона о том, что проведение проверок не должно нарушать нормального режима  работы. Попытка отвлечения от работы в рабочее время по любому поводу является нарушением нормального режима его работы и работы предприятия, а потому должно расцениваться как нарушение закона.

2) Звонок с просьбой принять телефонограмму, например, с просьбой прибыть куда-то на совещание, предоставить информацию, либо с иным содержанием. Ответ простой – мы не знаем, что такое телефонограмма, и как нужно ее принимать. Если предложат записать, то объяснить, что на предприятии не ведется никакой книги записи телефонограмм. Кроме того, по телефону не видно, кто именно звонит, так что это можно расценить как розыгрыш, либо как происки недоброжелателей. Поэтому необходимо вежливо предложить направить письменное обращение руководству предприятия по интересующим собеседника вопросам.

Естественно, что по телефону не может быть предоставлена никакая информация о предприятии, независимо от того, какую должность назвал обратившийся по телефону.

3) Если просят документы  и  пояснения  как  бы  «вне»  проверки. Так, налоговики  могут  просить  предпринимателя  предоставить сведения "вне проверки", ссылаясь на пункты 5, 6 статьи 11  Закона о госналогслужбе.
В пункте 5 сказано, что представители налоговых органов  имеют право  получать  от налогоплательщиков справки и/или устную информацию, а из документов – только копии справок об открытых банковских счетах. При этом обратите внимание, что информацию об объеме и обороте средств на счетах,  в том числе о непоступлении в установленные сроки  валютной  выручки от предпринимателей, налоговики имеют  право  получать  только  на основании решения суда.
В пункте 6 сказано, что представители налоговых органов  имеют право получать  от  налогоплательщиков  необходимые  сведения  для формирования  информационного  фонда   Государственного    реестра физических лиц - о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей).
За нарушение перечисленных требований  предусмотрена  административная ответственность.   
С учетом приведенных положений закона, любые просьбы и требования налоговой (хоть устные, хоть письменные) должны расцениваться как нарушение закона. Статья 19 Конституции позволяет нам не выполнять любые требования любых органов, если они не основаны на законе или выходят за рамки компетенции этих органов.
Аналогичные положения имеются в Законе о милиции, поэтому алгоритм действий аналогичный. Можно также привести следующий аргумент – в законе написано, что вы имеете право получать информацию и справки, но там не указано, что именно я, либо мое предприятие обязано это сделать. 
4) Если контролирующие органы просят посетить их лично (с документами).

Помимо требования предоставить документы, контролеры могут прислать приглашение посетить их лично и, возможно, с документами.  Как  быть  в  этом  случае?

В соответствии с п. 9, п. 17 и п. 24 ст. 11 Закона Украины “О милиции”, работники милиции имеют право СВЕДЕНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, находящихся в их производстве, а также проводить обыски и изъятие по поручению следственных органов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Украины.

Аналогичные положения имеются в нормативных актах о правах иных контролирующих органов.

Исходя из изложенного, для получения сведений контролирующий оран должен указать в своем запросе, что в их производстве находится уголовное дело, либо имеются иные ЗАКОННЫЕ основания запрашивать сведения.

Следует также отметить, что в законодательстве отсутствует ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение ими требований контролирующих органов, даже если их требования соответствуют закону (за исключением оказания физического сопротивления милиции).

Кроме того, Конституция Украины предусматривает, что дача объяснений (устных или письменных) или предоставление сведений гражданином является его ПРАВОМ, а не обязанностью.

5) В случае проведения работниками милиции обыска или выемки необходимо убедится в правомерности их действий (вы наличии постановления следователя или суда). Если проводится выемка, то пришедшие обязаны предложить выдать указанное в постановлении добровольно. Если им будет сказано, что указанные документов или иных предметов не имеется, то даже милиция по постановлению о выемке не имеет право осуществлять обыск или иным способом самостоятельно искать нужные им вещественные доказательства. При наличии постановления о производстве обыска вначале также высказывается просьба выдать истребуемое добровольно. Если указанные в постановлении предметы (документы) выданы добровольно, обыск не должен проводиться.

Кроме того, вы имеете право заявить о необходимости участии в выемке (обыске) юриста и отложить действия до прибытия вашего специалиста (личного юриста, адвоката и т.д.)

Требование о предоставлении документов часто обосновывается положениями статей 16, 20.1.6 и 73.3 Налогового кодекса Украины. Проанализировав  указанные правовые нормы, а также законодательство о налоговых органах, обращаем Ваше внимание на следующие обстоятельства.

Полномочия налоговой инспекции и налоговой милиции регулируются Налоговым Кодексом и Законом «О государственной налоговой службе в Украине». Из анализа положений этих нормативных актов усматривается, что понятие «налоговая инспекция» не тождественно понятию «налоговая милиция», а налоговой милиции не предоставляются права, предусмотренные законом для налоговых органов.

Так, статья 61.3. Налогового кодекса устанавливает, что «органи податкової міліції  та їх службові (посадові) особи не можуть брати участі у проведенні перевірок та проводити перевірки суб'єктів підприємницької діяльності з питань оподаткування», а статья 78.3 этого кодекса запрещает «працівникам податкової міліції брати участь у проведенні планових та позапланових виїзних перевірок платників податків, якщо такі перевірки не пов'язані з веденням оперативно-розшукових справ або розслідуванням кримінальних справ, порушених стосовно таких платників податків (посадових осіб платників податків), що знаходяться в їх провадженні. Перевірки платників податків податковою міліцією проводяться у межах повноважень, визначених законом, та у порядку, передбаченому Законом України "Про оперативно-розшукову діяльність", Кримінально-процесуальним кодексом України та іншими законами України».

Более того, статья 20.1.6 Налогового кодекса предоставляет право налоговой инспекции  «отримувати безоплатно від платників податків, копії документів про фінансово-господарську діяльність та іншу інформацію, пов'язану з обчисленням та сплатою податків, дотриманням вимог законодавства, здійснення контролю за яким покладено на органи державної податкової служби».

Одновременно статья 16 Налогового кодекса устанавливает:

«16.1. Платник податків зобов'язаний:

16.1.3. подавати до контролюючих органів у порядку, встановленому податковим та митним законодавством, декларації, звітність та інші документи, пов'язані з обчисленням і сплатою податків та зборів.

16.1.5. подавати на належним чином оформлену письмову вимогу контролюючих органів (у випадках, визначених законодавством) документи з обліку доходів, витрат та інших показників, пов'язаних із визначенням об'єктів оподаткування (податкових зобов'язань), первинні документи, регістри бухгалтерського обліку, фінансову звітність, інші документи, пов'язані з обчисленням та сплатою податків та зборів».

Таким образом, действующий Налоговый кодекс устанавливает обязанность налогоплательщика и, соответственно, право налогового органа запрашивать только те документы и сведения, которые связаны с уплатой налогов и сборов в бюжет. В то же время в запросе изложено требование предоставить налоговой милиции документы и сведения, которые не связаны с уплатой налогов и сборов.

Требование о предоставлении документов обосновывается иногда «контрольным заданием УПМ ДПА в Донецкой области», однако ни Налоговый кодекс, ни иное действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для проверки или предоставления документов задание вышестоящего органа налоговой милиции. Исчерпывающий перечень оснований для направления письменного запроса о предоставлении ИНФОРМАЦИИ (но не документов) содержит статья 73.3 Налогового кодекса. В частности, она предусматривает, что «органи державної податкової служби мають право звернутися до платників податків та інших суб'єктів інформаційних відносин із письмовим запитом про подання інформації (вичерпний перелік та підстави надання якої встановлено законом), необхідної для виконання покладених на органи державної податкової служби функцій, завдань, та її документального підтвердження». Однако и эта статья не предусматривает, что информация может запрашиваться налоговой милицией для выполнения контрольного задания вышестоящего органа милиции.

Предъявляются часто также требования о явке для дачи пояснений.

Статья 63 Конституции Украины предусматривает: «особа не несе відповідальності за  відмову  давати показання або пояснення  щодо  себе,  членів  сім'ї  чи  близьких родичів». В свою очередь статья 19 Конституции Украины устанавливает, что все государственные органы обязаны действовать строго в пределах своих полномочий, а любые незаконные требования могут не выполняться. Как видим, Конституция Украины предусматривает право гражданина отказаться от дачи показаний даже по уголовному делу, не говоря уже о пояснениях по непонятным обстоятельствам.

 



Обновлен 29 ноя 2014. Создан 16 июл 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником