Круги бюрократического ада. Донецкий пример глобальной проблемы издевательства государства над гражданами

Авторская публикация



 

Украинская реформа опять захромала,

пошла к врачу и спросила:

- Доктор, может у меня  коренной перелом?

Тот посмотрел и ответил:

- Нет, это всего лишь очередной вывих.

(Украинская притча)

 

Сюда не водят туристов, однако это одно из самых характерных и посещаемых мест Донецка. Хотя оно расположено во дворах и его не так просто найти с первого раза, популярность этого места ощущаешь уже на подходах к нему. Дворовая территория заставлена колышками, препятствующими парковке автомобилей, которые все равно занимают каждый свободный клаптик земли, а все дорожки во дворе ведут к стоящему в глубине жилому дому, с тыльной стороны которого имеется отдельный вход в здание. Перед ним тебя встречают люди, которые любому проходящему в этом направлении протягивают рекламные проспекты и визитки.

Это Управление государственной регистрации Донецкого горсовета. Именно о нем, о его работе, а также о проблемах, которые связаны с его деятельностью, пойдет сегодня речь, поскольку на его примере четко проявляются и прослеживаются реалии взаимоотношений власти и народа, - это как бы срез нашей жизни со всеми ее перепитиями.

Итак, давайте заглянем внутрь. Прямо с порога утыкаешься в людские спины.

Проходим через холл, входим в узкий коридор, но там та же ситуация.

Коридор отделан пластиком, узкий и непроветриваемый, поэтому выражение «повариться на кухне» принимает практически реальное значение.

О популярности заведения свидетельствуют разговоры, которые регулярно возникают среди посетителей. Вот один из них.

- Женщина, куда вы лезете?

- Я по списку.

- По какому еще списку? Я вас не видела в очереди.

- Я не поленилась встать пораньше, приехать сюда в шесть часов и записаться. Что ж, я должна тут была сидеть несколько часов, что ли. Я записалась и могла отлучиться. А вам лень было рано вставать, вы приехали сюда в одиннадцать и командуете здесь…

Далее этот, мягко говоря, диспут, продолжился в том же тоне, в него стали вовлекаться и другие толпящиеся в коридоре, каждый из которых, естественно, имел свой взгляд на ситуацию.

Обратите внимание – люди занимают очередь с шести часов утра. Но вот график работы учреждения. По поводу шести часов утра – чистая правда. Проверено на собственном опыте. В 7 часов можно попасть, в лучшем случае, в третий десяток. Посетители, имеющие опыт неоднократных и регулярных посещений управления регистрации, говорят, что жители дома, в котором оно расположено, а также соседних домов, даже подрабатывают тем, что занимают, а затем перепродают очередь. 

Другие же рассказывают, что они собираются по пять – шесть человек и распределяют роли. Один с утра пораньше занимает очередь, другие его потом подменяют, третьи готовят и подвозят бутерброды, кофе.

Отдельная песня – списки. На вопрос о том, как попасть к регистратору или кто последний, слышишь один и тот же ответ – записывайтесь в список. А в кабинет регистратора можно зайти, только назвав очереди заветный номерок. Вот пример таких списков. 

Кстати, вспомнилось. Вот уж в чем преуспели коммунисты в период «совка», так это в умении создавать очереди. Один из коммунистических идолов Карл Маркс в свое время написал - государство это частная собственность бюрократии. Этот принцип успешно перекочевал в нынешнее время, и повсеместно используется современной бюрократией. 

В чем же причина такой ситуации, что за этим стоит, почему и как она возникла? Давайте попробуем разобраться.

Хотя основной задачей управления является регистрация субъектов предпринимательской деятельности, к регистраторам приходится обращаться не только бизнесменам, поскольку по нашему законодательству в некоторых случаях требуется предоставление справки о том, что ты не являешься предпринимателем. Такую справку выдает именно регистратор. Так что столкнуться с этой проблемой может, как говорится, любой и каждый.

Справедливости ради нужно сказать, что у поднятой проблемы две стороны. Первая – правовая, вторая – организационная. Давайте разберем их по порядку.

На примере изменений законодательства в этой сфере можно проследить извращенный цинизм власти по отношению к людям вообще и к предпринимателям в частности. До недавних пор действовала норма, согласно которой регистрация предпринимательской деятельности подтверждалась свидетельством.

В прошлом году власть предержащие отменили выдачу такого свидетельства. Как они утверждали, чтобы облегчить жизнь предпринимателям. Но такое объяснение, как говорится, от лукавого.

Свидетельство имело голограмму, печаталось на специальной бумаге, но его стоимость входила в регистрационный сбор. Отменив свидетельство, власть таким нехитрым способом, фактически, нашла еще один источник пополнения бюджета, поскольку размер регистрационного сбора не изменился, а за счет того, что отпала необходимость изготавливать свидетельства, государство стало получать дополнительный доход.

Идем далее. Когда выдавалось свидетельство, предприниматели при необходимости подтверждения факта регистрации раскатывали ксерокопии и заверяли печатями. После отмены свидетельства стал вопрос – как подтверждать факт регистрации предпринимательской деятельности? Государство дало ответ на него – пусть люди сами заказывают и получают выписку (витяг) из реестра. Необходимость наличия выписки из реестра заложили также в Налоговый кодекс, так что ее отсутствие может грозить неблагоприятными налоговыми последствиями. Поэтому предприятиям и предпринимателям приходится чуть ли не под каждую сделку заказывать выписку из реестра. Естественно, за деньги.

В законодательстве заложена еще одна хитрость. Если ранее свидетельство считалось бессрочным, то на данный момент срок действия выписки составляет тридцать дней. Как при такой системе не образоваться очередям?

Однако, и это не все. Такая система несет в себе еще и фискальную составляющую, поскольку за каждую выписку нужно заплатить. То есть, если ранее свидетельство выдавалось в рамках регистрационного сбора и не требовало отдельной оплаты, то теперь приходится регулярно платить в бюджет свои кровные за каждую выписку.

Помните, мы упомянули о людях, которые встречают на подходах к управлению регистрации? Ранее там можно было увидеть два-три человека. Сейчас же стоят не менее пяти-шести человек, предлагающих услуги. Одна из имеющих спрос услуг – подача документов регистратору без очереди, получение выписок и прочие операции, выполняемые через регистраторов. В разговоре распространители рекламы признались, что выписки им заказывают десятками. Вот такой постоянный и практически неиссякаемый источник дохода создало государство на пустом месте. Надо полагать, это и есть обещанное «покращення життя».

Теперь копнем глубже. Ранее плата за «витяг» не превышала 51 грн. и уплачивалась одним платежом. Ныне нужно сделать два платежа – 49,30 грн. и 5,10 грн. Если же для изготовления выписки нужно более одного листа, то тогда следует доплатить еще 3,40 грн. за каждый лист. Итого, по минимуму, 54,40 грн., а в среднем получается около 60 грн. за выписку.

И, наконец, еще один замечательный нюанс. В помещении управления регистрации оборудована касса банка, через который можно осуществить необходимые платежи. Удобно? Безусловно. Только и здесь есть определенные нюансы. Минимальная сумма комиссионных, которая взимается банком за каждый платеж, составляет 6,00 грн. Добавим 12,00 грн. (за выписку, как минимум, два платежа) к указанной выше сумме и получаем, что одна выписка обходится ныне раза в полтора дороже, чем ранее.

В управлении регистрации работает касса от «УкрБизнесБанка» и в нее тоже постоянная очередь.

Увеличение количества платежей приносит дополнительный доход банку, через который эти платежи проходят. Знакомая управляющая банком как-то расказал, что открытие отделения банка в подобных местах (к ним, например, можно отнести МРЭО, где также осуществляется масса разных платежей) возможно только при наличии высокого покровителя. Другой вариант – за согласие на открытие такой кассы нужно заплатить от 3 тысяч ненаших денег тому, кто решает такие вопросы.

То что «УкрБизнесБанк» принадлежит семье президента Януковича – ни для кого не тайна…

Такая вот получается схема «покращення життя». Все для человека, все во имя человека. Именно этот человек обещал «покращення». Правда, при этом он скромно промолчал, что имел в виду лично себя.

Теперь рассмотрим организационную, субъективную сторону.

В структуру управления регистрации входят: начальник, заместитель, два начальника отделов регистрации юридических и физических лиц, регистраторы, прочий персонал. Начальник управления и его заместитель прием предпринимателей не ведут – не царское это дело. Документы принимают три-четыре регистратора юридических лиц и три-четыре регистратора физических лиц-предпринимателей. То есть, на десяток работников, имеющих отношение к регистрационным действиям, приходится 4 начальника. Это при том, что в Донецке девять районов и почти миллионное население.

Система работы в управлении регистрации построена таким образом. Посетитель заходит к регистратору и тот в его присутствии открывает реестр (по сути, компьютерную программу). Если программа подвисла или нет электроэнергии, то все замирает. Пока регистратор проверяет документы и вводит в реестр нужные данные, все остальные томятся в очереди. Фактически регистратор ведет прием на протяжении трех часов (с 9 до 12), потом всех выгоняют – перерыв. После перерыва прием документов не осуществляется.

На одного человека регистратор может потратить в среднем 4-5 минут. То есть, примерно 12 человек в час, 36 человек в день. По состоянию на 11 часов в тот день, когда делались расположенные здесь фотографии, в списке было уже под 80 человек, при том, что, как говорили знающие люди, такую очередь можно считать малочисленной.

И вот здесь возникает естественный вопрос – неужели нельзя ничего предпринять? Можно. Исходя из рассказов бывалых, за внеочередной прием регистратор берет от 400 грн. в зависимости от срочности и важности вопроса. Можно еще воспользоваться услугами тех, кто встречает на подходах к управлению регистрации. При оптовом заказе, например, выписок, их цена на условиях «сегодня на сегодня» составляет минимум 350 грн. за одну. Разговор проходил примерно в 11-00, то есть за час до окончания работы регистратора, но давалась гарантия, что документы будут получены именно в день заказа. При этом, регистраторы выдают выписки только на второй день после получения документов! То есть, вновь возникает резонный вопрос – как удается этим людям получать у тех же регистраторов документы практически в любое время в срочном порядке при наличии очередей и прочего? И как эту «организацию труда» можно назвать иначе, кроме как «искусственное создание условий для коррупции».

Удивляет отношение людей к происходящим процессам. Точнее было бы сказать, отсутствие отношения. Ведь, несмотря на унизительные порядки, очереди, увеличение платежей, поборы и прочие негаразды, никто не протестует, не проводит никаких акций, не устраивает пикетов. Как-то, когда в 12 часов стали удалять всех из помещения управления регистрации, а оставалось еще человек тридцать, часть из которых высказывала возмущение такими порядками, предложил всем сделать простую вещь – зайти к начальнику управления и высказать ему все, что мы думаем по этому поводу. Знаете, сколько человек согласилось пойти? Одна женщина.

Что можно сказать по этому поводу? Единственное, что мы можем изменить, - это себя и свое отношение к происходящему вокруг. Поэтому, только изменяя себя, свое поведение, можно что-то изменить в этом мире… В одном из писем Антон Павлович Чехов высказался так: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Автор этих строк лично несколько раз общался с руководством управления и предлагал такой вариант.

Организуется работа дежурного регистратора. Посетитель сдает этому регистратору документы и уходит. Приходит за получением нужного документа в назначенное время. И всё – нет очередей, нет нервотрепки и напрасно потраченного рабочего времени… Ответ постоянно был один и тот же – нельзя. Почему? Потому, что так работает система. Думается, что причина совсем иная. В мутной воде легче рыбку ловить, говорят в народе.

Примерно год назад "ОстроВ" писал о несусветных очередях и бардаке при сдаче исковых заявлений в судах, которые принимали иски только в отдельные дни и определенные часы. При этом суды тоже ссылались на то, что у них много работы, что они не успевают. Общими усилиями удалось добиться, что иски в судах сейчас принимаются в любое время, а потому теперь на сдачу иска уходит пара минут. Что изменилось? Только режим приема документов. И все, никаких дополнительных затрат. Думается, то же самое можно сделать и в управлении регистрации. Но для этого необходимы воля и желание.

На чат-конференции с председателем Донецкой областной госадминистрации Андреем Шишацким был задан вопрос о работе управления регистрации. Наш губернатор ответил, что проведет совещание по этому поводу с мэрами крупных городов. Понятно, что губернатор не всесилен, а его компетенция и полномочия не безграничны. Но делать что-то нужно! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лук.11:9-10, Матф.7:7-8).

 

Виктор Яковлев, специально для «ОстроВа»

 

http://www.ostro.org/general/society/articles/402911/

 

 



Обновлен 29 ноя 2014. Создан 20 июл 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником