Кто вы, мистер Янукович? Крепкий хозяйственник, ученый, гонщик, «политическое животное»?

Авторская публикация



 

25 февраля 2010 года Виктор Янукович принял присягу и занял пост Президента Украины. Три года достаточный срок, чтобы подвести некоторые итоги. Плюс к тому истекло 15 лет с момента его назначения на должность главы Донецкой облгосадминистрации и 10 лет с момента его прихода в большую политику на пост премьер-министра.

В своих интервью в качестве донецкого губернатора Виктор Федорович говорил, что он не считает себя политиком. Например, в 2000 году он дал обширное интервью «Зеркалу недели», в заголовок которого вынесены его слова: «Донецк не собирается контролировать процессы, происходящие в Украине».  Вот что, в частности, было сказано:

«— В российских СМИ стали появляться статьи с интригующими читателей соседней страны заголовками типа «Донецкий клан переходит в атаку», где три главных действующих героя — Тулуб, Янукович и Ахметов — рассматриваются как потенциальные покорители самых высоких киевских кабинетов. Данные публикации — это попытки просчитать реакцию властных структур соседней страны на такое развитие событий или информационная нейтрализация со стороны ваших украинских «друзей»?

— Что касается названных лиц, то все они — самостоятельные фигуры, не зависящие друг от друга. Никто из нас не претендует на то, чтобы контролировать те или иные процессы, происходящие в Украине. Более того, не вижу необходимости заниматься лоббированием кадров для работы в правительстве. А просчитывать, кому выгодны подобные публикации, нет никакого желания».

Как утверждал Янукович, он сам скорее спортсмен: по собственному признанию, он умеет управлять не только автомобилем, но и самолетом. «Я в общем-то реалист и никогда не уходил от состязаний, соревнований, много занимался спортом, поэтому не считаю себя слабее кого-то или глупее, но считаю, что шансы есть у многих выйти на политическую арену, показать результат и стать чемпионом — я образно говорю», сказал он как-то в интервью на американском радио.

С первых шагов Виктора Януковича в большой политике его соратниками активно внедряется в наши головы посыл о том, что он крепкий хозяйственник, был успешным губернатором, потому Леонид Кучма сделал его премьер-министром. Видео, которое приводится ниже, наводит совсем на иные выводы. Впрочем, судите сами.

 

 

Примечание – в своем выступлении Кучма упоминает Артемовск. Напомним, что 10 октября 2003 года в воинской части произошел пожар, в результате которого взорвались боеприпасы на 10 из 17 хранилищ склада. По словам заместителя военного прокурора Донецкого гарнизона Олега Каменева, в ходе расследования также выяснилось, что на протяжении 2002-2003 года командование этой части заключило несколько противоправных договоров на оказание определенных услуг и заработала на этом 435 тысяч гривен. Заработанные деньги использовались не по назначению. По выводам досудебного следствия, военные также похищали имущество и сдавали его на металлолом. Ради того, чтобы разрезать цветной металл, пронесли в одно из хранилищ военной части сварочный аппарат.

 

Генеральная прокуратура признала пленки Мельниченко надлежащим доказательством, а в них есть эпизоды, которые помогут охарактеризовать Януковича времен его губернаторства, поэтому, как говорится, сам бог велел вспомнить, что там есть для нас интересного и поучительного. Итак, вот некоторые фрагменты распечаток.

 Как завоевывалось расположение Кучмы.

Эпизод от 12.05.2000 г.

«Янукович: Значит, Леонид Данилович, вот там, в программе открытие музея промышленности, но я хочу как, я хочу сделать музей промышленности Украины, Леонид Данилович, в Донецке…

И политически было бы очень сильно, Леонид Данилович, если бы вы подписали указ о создании музея промышленности на Украине, в Донецке.

Пусть там, грубо говоря, три копейки под это дело, там будет выделено, мы сами там будем заниматься, но это будет история.

Кучма: Хорошо, давай [два слова неразборчиво].

Янукович: История президента Кучмы.

Кучма: Ну, брось ты [удовлетворенно сопит]…

Янукович: Нет, ну, Леонид Данилович. Я вам дарю «Голанд-Голанд».

Кучма: Что такое?

Янукович: «Голанд-Голанд» - лучшее ружье в мире...

Кучма: [прерывает] Ты приостанови этот привоз, сейчас

Янукович: У вас резерв должен быть для решения любых вопросов. Вы хозяин…

Кучма: [несколько слов неразборчиво].

Янукович: Да, это, Леонид Данилович, 14-го числа три года будет, как я работаю, 14 мая

Кучма: Да ты что?

Янукович: Я к юбилею трехлетнему говорю вам: «Спасибо!» [удовлетворенно смеется]».

 

 

 

Эпизод за сентябрь 2000 г.

«ЯНУКОВИЧ: Мы сегодня, за полгода, практически все телекомпании, какие были, мы их все забрали. Все телекомпании, которые есть.

КУЧМА: А по газетам?

ЯНУКОВИЧ: А что касается газет, Леонид Данилович, как правило, они все контролируются, ну кроме этих – «Коммунист», «Товарищ», еще какая-то.

Мы ж создали такой холдинг по СМИ. Значит, мы сегодня выпускаем около 1,5 миллионов в сутки тираж изданий. Это все газеты наши. И как только мы это сделали, даже те, которые там сильно мудрые были, сегодня все уже выстроились в шеренгу.

Потому что их сегодня любого можно к стенке.

Мы полностью подготовились и подошли к выборам.

Такого уровня у нас еще не было»…

Янукович упоминает, что все-таки в области были какие-то газеты, ему не подконтрольные. В те времена автор был причастен к выпуску такой газеты. Нам отказали в печатании все типографии Донецка и области. Приходилось печататься в других, в основном в Луганской области. Но когда мы стали публиковать распечатки упомянутых пленок Мельниченко, то власть «вышла» и на Луганск, и нам были перекрыты все каналы.

Еще один штрих, показывающий отношение власти к журналистам в те времена. Один журналист, описывая какое-то событие в городе и прибывших туда людей, указал в публикации, что на место приехал вице-губернатор в кепочке. Журналиста вызвали в облгосадминистрацию и там ему указали, что так непозволительно писать о высоких должностных лицах – «в кепочке».

Отношение к правосудию.

«Кучма: - Я тебя приветствую. Жив-здоров? У тебя есть такое дело по Салову?

Янукович: - Есть. Он нашебуршил там…

Кучма: - …Они же подонки, твои судьи. Я должен ехать к ним и давать показания. Ты возьми того судью, б..., за яйца подвесь, пусть повисит одну ночь.

Янукович: - Понял. Мы разберемся.

Кучма: - Судьи вообще, б...

Янукович: - Ну, они подонки. Председатель суда у меня там ненадежный. Его надо менять.

Кучма: - Ну, ты ж понимаешь... менять, пока система такая, что... Ну, я думаю, теперь вы разберетесь, чтоб он на всю жизнь запомнил».

И в завершение эпизод, показывающий отношение к перечислению денег в государственный бюджет (июль 2000 года).

«ЯНУКОВИЧ: Значит, Леонид Данилович, мы очень серьезно... Мы же деньги даем здесь, как говорится, мы же даем деньги врагам. Вот. Понимаете? Мы их усиливаем. Вот. По газу, сейчас уголь, и, главное, что мы же убиваем свою экономику. Мы свою экономику убиваем».

В этот период премьер-министром был В.Ющенко. Таким образом, перечисление денег в госбюджет Янукович расценивал как передачу денег врагам, которая убивает СВОЮ экономику, то есть, экономику его личную и его соратников.

Чем запомнился еще Виктор Янукович во времена его губернаторства? В то время в Донецке ежегодно проводился фестиваль «Золотой скиф», президентом которого он являлся. В рамках этого фестиваля организовывались различные мероприятия – от «бизнесовых» встреч до конкурса молодых певцов. После переезда Януковича в Киев в области начались разборки относительно авторских прав на фестиваль и его символику, Янукович утратил к нему интерес, а потому фестиваль заглох и более не проводился.

Любил губернатор Янукович еще устраивать автогонки с участием донецкой элиты. Естественно, во всех гонках побеждал он – не находилось смельчака, который бы отважился прийти опередить губернатора. Эта страсть к автогонкам, как мы теперь понимаем, «по наследству» передалась Виктору Януковичу-младшему.

В рамках фестиваля «Золотой скиф» проводились даже гонки на воздушных шарах, так что Виктор Янукович успел в свое время стать еще и чемпионом по воздухоплаванию. 

 

 Во времена губернаторства Януковича в Донецке много говорили о том, что под его началом разработана и реализуется так называемая «Программа 2020 (двадцать двадцать)». Дело в том, что по распоряжению главы облгосадминистрации Донецкий облсовет принял решение № 3/25-656 от 22 марта 2002 года под названием «О Программе научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года». Эта программа, утвержденная Доноблгосадминистрацией, намечала стратегические направления развития Донецкой области на период до 2020 года. Анализ документов позволяет понять, что предшествовало появлению «Программы 2020».

У Януковича два высших образования. В 1980 году он закончил Донецкий политех, в 2001 (уже в должности губернатора) – факультет международного права Украинской академии внешней торговли. В 2000 году (то есть, параллельно с обучением на факультете международного права) Виктор Федорович защитил докторскую диссертацию на тему «Управление развитием инфраструктуры большого промышленного региона» (Институт экономико-правовых исследований НАНУ). Попытка найти диссертацию или хотя бы реферат ни к чему не привела. Такое впечатление, что они засекречены или уничтожены так же, как документы и уголовные дела о судимостях.

В 2001 году опубликована статья "Инновационная модель развития Донецкого региона", автором которой значится Виктор Янукович, доктор экономических наук, председатель Донецкой областной государственной администрации. В этом же году Виктор Федорович стал еще и профессором.

Итак, вырисовывается следующая цепочка. Губернатор защищает (используем этот термин, поскольку по поводу «писал – не писал» есть разные мнения) докторскую диссертацию по вопросам управления крупным регионом. В развитие этой диссертации появляется статья по той же теме, но уже в привязке к конкретному крупному региону – Донецкой области (заодно получается профессорское звание). Каждому автору всегда хочется опробовать свои идеи на практике, поэтому уже не ученый, а администратор дает указание своим подчиненным – разработать и принять программу, основанную на перечисленных научных работах.

Сейчас вряд ли кто-то помнит о том, что такая программа была, а решение облсовета о ее принятии остается действующим. Пожалуй, лучше всех итоги деятельности «крепкого хозяйственника» в Донецкой области коротко, но емко и выразительно подвел нынешний глава госадминистрации Донецкой области Андрей Шишацкий, который сказал, что нужно закопать, засыпать и забыть донецкое метро, запуск первой очереди планировался до 2005 года (то есть его должен был бы ввести в строй именно Виктор Янукович). Закопанное и забытое метро может служить ярким символическим памятником эры Януковича-губернатора.

В 2002 году Виктор Янукович стал премьер-министром Украины. "Украинская правда" так описала этот процесс «Януковича 21 ноября премьером сделали почти с десяток депутатов, которые оказались когда-то в списке «НУ» по личной квоте Ющенко, и пять перебежчиков из БЮТ, которых поставила в список лично Тимошенко. Сюда стоит добавить и двоих изменчивых социалистов, и «сладкую парочку» Блохин-Потебенько, ответственность за которую несет сам товарищ Симоненко… А это значит - стабильного большинства у Януковича уже не будет».

Таким образом, вот уже 10 лет, то есть со времени назначения его премьер-министром, Виктор Янукович находится в большой политике, а потому звание «крепкого хозяйственника» ему нужно было трансформировать в признание его как политика. Бывший ведущий ток-шоу «Большая политика» на Интере Евгений Киселев в интервью Корреспонденту высказал свое мнение о Януковиче, как о политике: «Виктор Федорович, которого многие мои коллеги любят изображать человеком недалеким, в действительности человек опытный, умный, хитрый - вполне «политическое животное».

Политические амбиции премьер-министра Виктора Януковича плавно перешли в президентские, поэтому его политические взгляды и пристрастия, проявленные на обоих высоких постах, и результаты его деятельности лучше рассматривать в совокупности. Давайте начнем с обзора уровня реального ВВП Украины и динамики государственного долга Украины за годы независимости (по данным Министерства финансов Украины).

 

Год

В процентах к предыдущему году

К 1990 году

Размер госдолга

% к ВВП

Размер госдолга

млрд. грн.

Премьер-министр

1991

91,3

91,3

 

 

Л.Кучма

1992

90,1

82,3

 

 

Л.Кучма

1993

85,8

70,6

 

 

Л.Кучма – Е.Звягильский

1994

77,1

54,4

 

 

Е.Звягильский – В.Масол

1995

87,8

47,8

 

 

В.Масол – Е.Марчук

1996

89,9

42,9

 

 

Е.Марчук – П.Лазаренко

1997

96,9

41,6

 

27,8

П.Лазаренко – В.Пустовойтенко

1998

98,1

40,9

 

48,8

В.Пустовойтенко

1999

99,8

40,8

 

62,8

В.Пустовойтенко

2000

105,9

43,2

 

64,2

В.Ющенко

2001

109,2

47,2

 

63,3

В.Ющенко – А.Кинах

2002

105,2

49,7

33,5

64,5

А.Кинах – В.Янукович

2003

109,6

54,4

29,4

66,1

В.Янукович

2004

112,1

61,1

24,7

67,7

В.Янукович

2005

102,7

62,7

17,7

63,1

Ю.Тимошенко – Ю.Ехануров

2006

107,3

67,3

14,8

66,1

Ю.Ехануров - В.Янукович

2007

108,1

73,1

12,3

71,3

В.Янукович

2008

102,1

74,2

20,5

130,9

Ю.Тимошенко

2009

85,2

63,3

34,8

227,0

Ю.Тимошенко

2010

104,1

65,8

39,5

316,9

Ю.Тимошенко – Н.Азаров

2011

105,2

69,2

36,0

432,2

Н.Азаров

2012

100,2

69,3

36,8

473,1

Н.Азаров

Госдолг на 01.01.2013

515,4

Н.Азаров

 

К приведенным данным хочется сделать несколько кратких замечаний. На субъективный взгляд автора, снижение темпов роста государственного долга в 2011 - 2012 годах произошло по одной простой причине – МВФ и другие международные финансовые институты кредиты просто не давали, а потому приток заемных средств сократился.

В кризисные 2008 – 2009 годы госдолг в абсолютных цифрах вырос в 1,7 раза, но относительно ВВП он все равно меньше, чем в последующие годы. Динамика роста госдолга в 2010 – 2013 годах приобрела угрожающие темпы. При этом эффективность использования заимствований остается, мягко говоря, крайне низкой. Воруют, одним словом.

Обратите также внимание на то, что за 22 года украинская экономика так и не смогла возвратиться хотя бы к уровню 1990 года. В 2010 году премьер-министр Николай Азаров обещал, что ВВП Украины к 2013-му году превысит докризисный уровень, в 2015-м - превысит уровень 1990 года, а к 2021-ому вырастет в два раза по сравнению с 2009-м.

Уже сейчас можно с сожалением, но уверенно констатировать, что приведенным «прогнозам» не суждено сбыться. Номинальный ВВП в 2012 году составил 1400 млрд. грн. по сравнению с 1316,6 млрд. грн. в 2011 году. Развитие украинской экономики во второй половине 2012 года происходило по нисходящей. После небольшого роста в первых двух кварталах в третьем квартале был зафиксирован спад на 1,3%, а в четвертом квартале ВВП упал на 2,7%. В итоге по результатам 2013 года рост ВВП составил всего 0,2%, то есть, практически остался на прежнем уровне. В 1 квартале 2013 года ситуация также не обнадеживает, так что тенденция складывается нехорошая – спад промышленного производства налицо.

Таким образом, третий год своего правления Янукович заканчивает спадом экономики и стагнацией, что кроме приведенных цифр подтверждается индексом инфляции за 2012 год и другими показателями.

В частности, плачевную картину состояния украинской экономики дополняют данные о снижении официальных международных резервов Украины с 2010 по 2013 годы  (в млн. долл. США).

на 01.01.2010

 26505,0

 

 

на 01.01.2011

 34576,0

+8071.0

+30.451%

на 01.01.2012

 31794,6

-2781.4

-8.044%

на 01.01.2013

 24546,2

-7248.4

-22.798%

Не лучше дела обстоят с иностранными инвестициями в Украину. Премьер-министр Николай Азаров в интервью французскому изданию Les Echos сказал: «Иностранные инвестиции удвоились с 2010-го по 2011-й год». Между тем, по данным Госкомстата, прирост прямых иностранных инвестиций в Украину в 2011 году сократился по сравнению с 2010 годом на 2,3%. За 9 месяцев 2012 года приток иностранных инвестиций меньше на 8,9 % показателя за алогичный период 2011 года (по данным Госкомстата). Слукавил Николай Янович.

Следует также учесть, что главными «поставщиками» иностранных инвестиций в Украину остаются оффшоры. Если говорить прямо, без обиняков, это украденные деньги, часть из которых возвращена под видом иностранных инвестиций для обеспечения их юридической защиты. «Инвестиции» осуществляются примерно по такой схеме. Деньги, украденные из бюджета через различные тендеры по завышенным ценам, выводятся из Украины. Без оплаты налогов выводится также прибыль предприятий олигархов в оффшоры. Государственные предприятия или приватизируются или продаются за бесценок. После этого часть выведенных из Украины денег возвращается под видом иностранных инвестиций в уставной капитал бывших госпредприятий, купленных по дешевке, а фактически, тоже украденных у народа. По этому поводу можно вспомнить, разве что, изречение Михаила Жванецкого: «Ребята, надо воровать из прибылей, а не из убытков».

Наряду со снижением притока иностранных инвестиций наблюдается их отток из Украины. Если, например, ранее в Украину стремились банки и страховые компании, то сейчас они избавляются от своих украинских активов. За 6 месяцев 2012 года выбытие акционерного капитала нерезидентов достигло 596,1 млн. дол. США. Сравнительная оценка объемов прямых иностранных инвестиций по данным Госкомстата свидетельствует о значительном снижении коммерческого интереса к Украине со стороны развитых стран, о недоверии со стороны иностранных инвесторов, о значительных проблемах в деятельности государственных структур.

Для определения причин такого состояния вещей достаточно ознакомиться с  рейтингами Международного банка реконструкции и развития. Предметом исследования специалистов МБРР являются проблемы ведения бизнеса в странах мира. В 2009 году Украина занимала 145-е место рейтинга МБРР (из 180 стран), в 2010 - 142, в 2011 - вновь 145, в 2012 опустилась на 152-ю строчку рейтинга. Сегодня соседями Украины в этом рейтинге являются Сирия и Гамбия.

Данные рейтинга подтверждают, что главной помехой для иностранных инвесторов в Украине является государственный чиновник, которому важнее наполнить свой собственный карман, которому наплевать на то, что приход иностранного инвестора – это развитие экономики, создание рабочих мест для людей, которые бы смогли иметь хорошую работу и достойную зарплату.

И в завершение нельзя не сказать об угрожающем росте дефицита государственного бюджета. Минфин на днях обнародовал отчет о выполнении сводного и государственного бюджетов в 2012 году. Из-за значительного превышения расходов над доходами дефицит составил 53,35 млрд. грн. (3,8% от ВВП). Остаток гривневых средств на едином казначейском счете снизился практически до нуля – в национальной валюте оставалось лишь 0,5 млрд. грн., это сумма расходов государства на 12 часов. Недавно многие издания цитировали новость о том, что в казне Зимбабве осталось чуть более 200 долларов. Мы уже приблизились вплотную к этой черте. Так что, скорее всего, в ближайшее время усилится фискальное давление на бизнес, на нас с вами, чтобы залатать бюджетные дыры.

Вот что еще настораживает. Если предыдущие спады можно было хотя бы частично объяснить объективными обстоятельствами или общемировыми тенденциями (например, финансовый кризис 2008 года), то теперь обнаружить таковые для Украины практически невозможно. В отличие от Украины экономика Евросоюза и США во втором полугодии 2012 года показывала рост, эти тенденции сохранились и в наступившем году, что, например, в отношении Европы проявляется на укреплении курса и позиций Евро. Экономика азиатских стран показывает такие результаты, что азиатские валюты сейчас считаются более надежными и стабильными, чем доллар и евро. Бурно прогрессирует экономика стран, которые еще недавно мы называли развивающимися, например Индия и Бразилия. Получается, что только в Украине застой и стагнация, и это явилось следствием  проявивших себя во всю силу факторов субъективного характера.

Специфика экономика в том, что она имеет некоторый запас инерции, поэтому результаты воздействия на экономику негативных или положительных факторов становятся видны через некоторый промежуток времени. То есть, в 2012 - 2013 годах как раз и стали проявляться результаты личностных, субъективных факторов проводимой «политики» (в данном случае это слово можно применить только в кавычках), которые только обостряют и без того непростую экономическую и социально-политическую обстановку в стране. В свою очередь такая ситуация всегда считалась признаком возможных, назревающих революционных проявлений или преобразований (помните, одна из революционных предпосылок – когда низы уже не хотят так, а верхи не могут по-другому).

В принципе, экономика, как и общество, развиваются по своим объективным законам, невзирая на личности. Это доказывают и показатели развития Украины – правительства менялись, а жизнь продолжается. Так устроено человечество – не смотря ни на какие катаклизмы, прогресс не остановить, потому что каждый стремится жить лучше. Но личности, наделенные достаточной властью, могут повлиять на скорость протекающих процессов – замедлить или ускорить их. Например, из приведенных выше данных видно, что в 2000-2001 годах и в 2005-2006 годах снижение темпов развития заменялось ростом. В 2011-2012 годах мы наблюдаем противоположную картину. Причем, теперь нет возможности кивать на «папередников».

В последние годы проявилась в полной мере вся «недолугість» нынешней власти (не получается найти слова, являющегося адекватным переводом украинского слова «недолугий», точно отражающего суть и смысл ситуации. «Недолугий» есть, например, в словаре Даля. Согласно словарям данное слово нужно толковать так – слабый в работе, неискусный (по Далю); неумелый человек, который не соответствует своему месту или назначению. Думается, лучше в отношении нашего правительства и президента не скажешь).

Термин "азаровщина" родился во времена президентства Кучмы, когда Николай Янович возглавлял Государственную налоговую администрацию Украины. Тогда главным девизом налоговиком стало, как утверждали они сами, поставленная Азаровым задача, - бюджет любой ценой, даже в ущерб экономике. Выше уже приводились примеры неумения просчитать макроэкономические показатели, сделать хотя бы краткосрочный прогноз, а потому властью порой делаются заведомо неправдивые заявления, не соответствующие истинному положению дел. Это и есть признаком непрофессионализма, который прикрывается откровенной показухой, неоправданной бравадой, игнорированием законов экономики, а порой и просто законов. Вот пример "азаровщины" из пленок Мельниченко.

«АЗАРОВ: Еще такой вопрос. Значит, подписан закон. Прошел он мимо меня. Значит, называется он, название интересное: «Про внесення змін до ... законодавчих актів України щодо посилення боротьби з незаконним виробництвом та обігом спирту та ... алкогольних та тютюнових виробів».

КУЧМА: Я не помню, что я его подписывал…

АЗАРОВ: Специально протащили. Вот я зачитываю 6-й пункт «Конфісковані алкогольні напої підлягають знищенню»…

52 миллиона на сегодняшний день… Значит, в год мы делаем примерно 120 миллионов ... теперь, я не понимаю ... хотя бы один дурак, блядь, додумался: ну как их знищувать?.. Десятки миллионов бутылок и виконувати этот закон я, конечно, не буду.

КУЧМА: Нє виконуй, да і всьо».

Делать серьезный анализ (хоть экономический, хоть иной) можно тогда, когда для этого есть база для исследований, например, есть экономическая политика, есть программа или хотя бы план действий, есть реальные реформы. В действиях Януковича-Президента и его правительства не усматривается ни сколь-нибудь значимой и дающей повод для размышления политики, ни экономических преобразований, которые можно было бы охарактеризовать как реформы. Что говорить, если сами «реформаторы» признали свою деятельность мышиной суетой, а не реформами. Имеются в виду те выражения, которыми Янукович недавно подытожил деятельность правительства Азарова на заседании Кабмина. Да и сам Азаров признал тщетность своих потуг на этом поприще. То есть, фактически никакие экономические реформы не разрабатывались, не планировались и не проводились. Руководство страной осуществлялось и осуществляется в ручном режиме, спонтанно, ситуативно, хаотически.

Янукович и Азаров признали провал реформ, которых, если признаться честно, и не было. Реформа – это капитальный ремонт, это коренная перестройка. А то, что у нас иногда делается, называется в народе «губки подкрасить и носик припудрить», что  даже косметическим ремонтом назвать нельзя. Это замыливание глаз, создание иллюзии благополучия, выдача желаемого за действительное.

«Кнопкодавы» вставили карточки, «проголосовали» закон без обсуждения, повысили пенсионный возраст – ура, провели пенсионную реформу. Нормальные люди в нормальных странах год-два дебатировали о пенсионной реформе, разрабатывали идеологию и комплексную программу, а затем еще несколько лет ее реализовывали, меняя всю систему – вот что такое реформа.

Так что в «отчетный период» в Украине реформы не разрабатывались, не планировались и не начинались. Нельзя ведь назвать реформами повышение коммунальных тарифов и выпрашивание очередных траншей у международных финансовых структур. Или возьмем так называемую админреформу. Что реально произошло – смена  вывесок, не сокращение, а раздувание чиновничьего штата, увеличение расходов на содержание органов власти. Реформа, блин…

То, что у нас делает правительство с Януковичем во главе, сродни попытке приладить новые колеса к проржавевшему насквозь и прогнившему автомобилю – ставь какую угодно наворочанную резину, машина все равно развалится. А Украина вся разъедена коррупцией, как коррозией.

Но, сделав разнос на заседании правительства и признав несостоятельность экономической политики этого правительства, Янукович сохраняет за Азаровым премьерство. Разве это может считаться стремлением к реформам, желанием перемен к лучшему?

Помнится, во время дебатов с Виктором Ющенко его тогдашний главный оппонент Виктор Янукович любил повторять, что Ющенко теоретик, не знает «реальный сектор экономики». Что понимает Янукович под этим термином,  показали его действия во время нахождения у властного руля. Причем напрашивается единственный вывод - реальный сектор экономики для Янковича это то, что делает его богаче, а единственной его экономической платформой является программа личного обогащения.

Социалисты-утописты под задачей экономической политики государства понимали «всенародное обогащение» и считали, что если в государстве люди богаты, то и государство может считаться богатым, а если в государстве все бедные, то страна не можно считаться богатой. Рост народного богатства выгоден и людям, и государству. У нынешней власти, как показал опыт трех лет, две цели – увеличить или придумать новые поборы  для наполнения бюджета как личной кормушки, и получить новый кредит от международных финансовых институтов, который либо разворовывается либо используется неэффективно. МВФ уже практически прямым текстом говорит – ребята, вы хотя бы какую-то видимость реформ изобразите.

Из открытых источников легко узнать, что доходы семьи Барака Обамы в период кризиса снизились как у всех. А у Семьи «прибыля» растут как на дрожжах. Уже и американский конгресс не понимает, как за год увеличить свое состояние в 18 раз?

«В ходе моего визита в апреле я услышал новый термин — фамилизация — что коррупция в Украине становится личной и достигла первой семьи страны. По сообщениям, в течение последнего года один из сыновей президента увеличил свое состояние в 18 раз. Всплывает вопрос — как накопилось такое богатство?» - спрашивал Президент правозащитного центра «Дом Свободы» Дэвид Кремер  на слушаниях в Конгрессе США. А ларчик открывается просто. Есть такое сладкое слово коррупция, но, сколько его не повторяй, меньше ее не станет. А у нас вся борьба с этой самой коррупцией сводится именно только к разговорам о ней. Потому как рыба с головы гниет...

Журнал "Корреспондент" совместно с инвестиционной компанией Dragon Capital составили очередной рейтинг богатейших украинцев. Сын президента Александр Янукович за год поднялся в рейтинге на 11 ступенек (журнал не оценивает «теневую» составляющую).  Каждый четвертый участник рейтинга родом из Донецка и Донецкой области (не знаю, что и делать – радоваться этому, гордиться или плакать). Первые пять человек сотни богатейших украинцев суммарно владеют активами, равными состоянию остальных 95 участников рейтинга вместе взятых. И, добавим от себя, естественно они богаче, чем все мы, остальные, которые не удостаиваются внимания этого рейтинга. Итак, вывод – пять  семей фактически имеют всю Украину. И в прямом, и в переносном смыслах.

Давайте теперь вспомним о теневой экономике, поговорим об одной из главных ее составляющих – «обналичке» (или как еще говорят, «конвертация»), о которой знают и говорят с лихих девяностых. Может ли такое быть, что наши правоохранительные органы, включая налоговую, знать ничего не знают о конвертационных центрах, а обналичивающие фирмы вот уже двадцать лет возникают и работают стихийно, бесконтрольно? Если это так, то грош цена таким правоохранителям. Следовательно, знают. А раз этот бизнес продолжается, несмотря на якобы жесточайший бой с «тенью», значит это кому-то нужно.

Газета «Зеркало недели» утверждает, что она обладает экземпляром аналитической записки СБУ, посвященной именно этой теме. По данным СБУ, общий объем обналиченных средств за год составляет 60 миллиардов грн. Отдельно аналитики СБУ акцентировали внимание на появлении в Украине «сертифицированных площадок», обналичивание денег через которые всячески поощряется свыше. По их данным, 8% оборота такой площадки направляется в государственный бюджет (это, по сути, признание наличия в стране государственного рэкета!), 2% - в специальный фонд (предназначение не указано). СБУ также отметило, что в результате деятельности подобных площадок оплата услуг по конвертации с 2010 года выросла от обычных 4-6 % до 10-15 %.

Уделим немного внимания теме «сертифицированных площадок» – они того заслуживают. Обратите внимание – в записке СБУ отсчет ведется с 2010-го года (напомним, что это год смены власти). С этого момента количество «конвертационных центров» стало резко уменьшаться (не спешим кричать «ура»). Анализ информации из различных источников позволяет сделать вывод о том, что произошел передел и взятие под централизованный контроль рынка «обналички». Как подтверждает записка СБУ, произошло это на высшем государственном уровне (как, например, еще можно трактовать направление денег в бюджет, ведь это не частная лавочка). Примерно два с половиной года назад «конвертационные центры» поставили перед выбором – либо централизованно «зарегистрироваться», пройти «сертификацию» и платить за это определенный процент от оборота, либо свернуть бизнес. Тех, кто смеет ослушаться, «разоблачают», возбуждают уголовные дела и «закрывают». Заодно через прессу показывается борьба с теневым оборотом – вот мы какие принципиальные!

Теперь посчитаем – согласно справке «конвертационный» оборот 60 млрд грн. и от этой суммы в «спецфонд» идет 2 %, то есть, 1,2 млрд. грн.!!! Такой суммы и на очередные выборы хватит, и на обустройство «хатынки», и «детишкам на молочишко» еще останется.

Прошедшие три года после инаугурации показали, что Виктор Янукович исповедует принцип, который, как считается, первым озвучил Людовик XIV, - государство это я. Другой жизненный принцип, похоже, тоже заимствован у французов. В свое время маркиза Помпадур впервые сказала эту фразу Людовику XV, который вел разгульную жизнь и опустошил государственную казну, - после нас хоть потоп. Людовику XV это выражение понравилось, и он любил его повторять.

Сравнение с монархами, которые жаловали своих придворных поместьями и прочими почестями, будет уместным и в некоторых других поступках Януковича. В упоминавшемся выше интервью Виктор Янукович простодушно рассказал, как происходил захват «Краснодонугля». Цитата: «К этому моменту генеральным директором ГХК «Краснодонуголь» уже был назначен Николай Красько, который до этого возглавлял «Макеевуголь», и деньги «АРС» давались конкретно под него».

Примерно по такой схеме осуществлялся и продолжает осуществляться передел Украины, "слив" украинских активов и захват власти. Результаты такого подхода, правда, стали приносить и неприятные для Януковича сюрпризы. Так, в начале этого года ДТЭК перестала принимать уголь государственных предприятий для своих тепловых электростанций «ДТЭК Западэнерго» и «ДТЭК Днепроэнерго». Контрольные пакеты акций обеих генерирующих компаний в 2011-2012 годах были приватизированы, после чего они вошли в «Донбасскую топливно-энергетическую компанию» Рината Ахметова.

Когда шахтеры остались без денег на зарплату, то директорский корпус заговорил о том, что эти шахты не могут найти другого потребителя, что Ахметов монополист, а потому они стали просить помощи у государства.

В связи с этим возникает ряд нелицеприятных вопросов. Если Ринат Ахметов монополист, то почему тогда Антимонопольный комитет (АМК) продолжает ему выдавать разрешения на скупку украинской промышленности? Почему АМК обнародует разъяснения о том, что Ахметова нельзя считать монополистом? Почему у нас вообще существуют «придворные» олигархи, которые дотируются государством, долги которых перед государством списываются, которым предоставляются различные льготы и под которых «рисуются» условия приватизации предприятий, хотя так и хочется назвать эти сделки договорами дарения?

Инцидент с углем на фоне складывающейся ситуации дает основания сделать вывод о том, что Ринат Леонидович решил показать, кто в стране реальный хозяин. Это тревожный сигнал, поскольку независимо от партийной окраски и персоналий попытка шантажа власти может повториться. Кроме того, напоминание о том, кто реальный властелин страны, адресовано не только президенту, но и нам. С другой стороны, такие действия можно расценивать как желание «наклонить» государство и заставить снизить цены на уголь. Опять же, снижение цены за государственный счет равноценно тому, что не лично президенту, а нам с вами залезли в карман. Так что к произошедшему конфликту следовало бы приглядеться пристальнее, чтоб сделать соответствующие выводы.

 Поскольку, как мы говорили, обдуманной экономической программы правительства и президента у нас реально нет, «ОстроВ» анализировал отдельные аспекты деятельности власти, например, что делается для евроинтеграции Украины, поскольку отсутствие прогресса в этом приводит к застою и рецессии как в экономике, так и в политике. Когда готовился данный материал, появилась информация о том, что группа под руководством первого вице-премьера Сергея Арбузова подготовила и вынесет на заседание правительства программу его действий. Специалисты, которым удалось ознакомиться с набросками этого документа, уже окрестили его программой развития и обогащения Семьи.

 Пока же официальной программы нет, так что давайте попробуем сделать небольшой анализ, так сказать, на бытовом уровне. Что нас всегда заботит, о чем мы часто говорим всуе? Правильно, о ценах. Вот с них и начнем. «ОстроВ» уже делал сравнение европейских цен с нашими. Недавно Азаров по этому поводу посетил киевский супермаркет. 

 

 А это Барак Обама. 

 

 Обратите внимание на цены, которые хорошо видны. Пересчитайте по курсу и сопоставьте с уровнем заработной платы. Для ориентира – в Нью-Йорке рабочие мусоровоза, которые едут сзади на приступке и пересыпают баки, получают по 3 тысячи американских денег в месяц. Средняя зарплата квалифицированного работника в Европе 2500 – 3000 ЕВРО. 

Теперь сравним плату за жилье, которое, как считается, у нас обходится дешевле. В Украине за газифицированную «двушку» или «трешку» площадью 45 – 50 квадратных метров семья из трех-четырех человек за все услуги (газ, тепло, вода, электричество и т.п.)  в общей сложности заплатит не менее тысячи грн., а то и больше. Это примерно равно одной украинской минимальной зарплате. В Европе плата за социальное жилье составляет в разных странах порядка 6 – 8 евро за квадратный метр. То есть, квартира площадью 50 кв.м. обойдется в 300 – 400 евро, что составляет 30 – 40 % минимальной европейской зарплаты.

Программы социального жилья в Европе принимаются не для галочки и обмана избирателей. Они реализуются властью. К примеру, Финляндия уверяет, что за ближайшие годы они практически на 100 % обеспечат всех желающих социальным жильем. Во Франции и некоторых других странах решили увеличить норму социального жилья (обычно она составляет 20 % - 25 % от всего вводимого в эксплуатацию жилья). Получить социальное жилье можно за два – три года. Пользуются социальным жильем примерно каждый четвертый. Остальные имеют финансовую возможность содержать или покупать жилье без помощи государства. Вот она, в действии программа «доступное жилье», о которой нам уже много лет по ушам ездят. Впрочем, можете посмотреть видео на эту тему.

По сути, во многих странах Европы построен социализм, который безуспешно пытались создавать коммунисты, а впоследствии отколовшиеся от них регионалы. Социализм от «социум» – общество. То есть, государство для людей, во имя людей. Государство, в котором руководители государства и министры действительно наемные работники, живущие на свою зарплату, а не «хозяева жизни», превратившие государство в свою частную собственность. При этом в европейских странах сохранилась монархия – короли и королевы, которые живут и ведут себя скромнее, чем наши вороватые бритоголовые «выходцы из народа», корчащие из себя аристократов…

 

Виктор Яковлев специально для «ОстроВ»

 

http://www.ostro.org/general/politics/articles/415380/



Обновлен 30 ноя 2014. Создан 20 июл 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником